Для
эффективной работы в лагере активно используются:
1.
Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и
коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое
место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового
и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто
участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые
чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу,
сделать ее красивее.
Дело – это событие, любые
какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о
коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством
совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный
поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и
реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
Организаторские дела (метод взаимодействия)
Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен
узнать как можно больше об окружающем мире)
Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол
и др.)
2.
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую
роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение
значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует
развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления
предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных
ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем
взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Детское
самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая
развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для
достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в
ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является
ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере
развивается практически во всех видах деятельности временного детского
коллектива.
3.
Социально-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной социально-педагогической
помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе
отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты социально – педагогического сопровождения:
·
Диагностический;
·
Консультационный;
·
Прогностический
·
Практический.
Функции социально-педагогического сопровождения ребенка в
условиях лагеря:
·
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих
ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
·
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной,
предметно-практической деятельности ребенка;
·
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в
личности и предполагает применение разнообразных методов и методик,
направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в
общении и поведении.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей,
развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации
досуга.
1.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных
общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного
нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета,
толерантности.
Досугово-творческая деятельность – это процесс активного
общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой
деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования
его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов
единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход;
Библиотечный час; Посещение музея; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека;
Соревнование; Эстафеты; Трудовой час; Занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
·
развлечение имеет компенсационный
характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок
включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности,
которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение
концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки;
·
отдых в какой-то мере
освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности
открытого выражения своих чувств.
·
самообразование направлено на приобщение
детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии,
дискуссии, деловые игры.
·
творчество – наиболее высокий
уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие
мастерские.
·
общение является необходимым
условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий