вторник, 27 февраля 2018 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-КВЕСТОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА

репост https://rcokoit.ru/data/library/1042.pdf
ПАРАБИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Parabina@mail.ru) 
ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государ- ственный университет», Республика Алтай 

Основная цель использования современных информационных технологий – предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, возможность реализации способностей учащегося. Одной из технологий, помогающих в реализации этой цели, является использование образовательных веб-квестов. Интернет сегодня – это безграничные возможности выбора информации, а, со- ответственно, и определенная опасность. Может быть, поэтому педагоги так осторожно осваивают возможности Всемирной паутины, а дети и подростки чувствуют в ней себя так уверенно. Чтобы ненавязчиво контролировать детей в Интернете, нужно учиться самим, учить детей, осваивать новые возможности вместе. Это способ дать почувствовать учащимся вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить себя социально-значимой, успешной личностью. 

Квест (англ. Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Термин «веб-квест» впервые был предложен Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) в 1995 году. Образовательный веб-квест – педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными. Веб-квесты можно использовать для работы с учащимися, родителями, коллегами. Образовательный веб-квест – это сайт (или блог) в Интернете, с которым работают участники образовательного процесса, выполняя ту или иную зада- чу (Быховский Я. С.). В зависимости от этой задачи, веб-квесты могут быть как 99 краткосрочными, например, для углубления и расширения определенных понятий, так и долгосрочными, в таком случае они служат для обобщений, углублений зна- ний по определенной теме. Веб-квест состоит из набора заданий, выполняя которые участник продвига- ется к определенной цели. Только при правильном выполнении одного задания участник может получить «ключик», открывающий следующую дверь, к новому этапу. Задания могут быть разными: от создания презентации, рассказа до аналитической задачи, дедуктивного расследования. Быховский Я.С. указывал, что работа над заданиями веб-квеста ставит участников в деятельностную позицию, заставляет анализировать ситуацию, варианты действий, предложенных другими, предлагать свои способы действий, искать объекты на основании предложенных отдельных признаков – все это способствует усвоению новых форм и практик без прямой их передачи. В итоге, при прохождении всего веб-квеста у участников происходит полное осмысление темы, лежащей в основе веб-квеста, им открываются новые знания, отрабатываются навыки. При составлении веб-квеста необходимо учитывать некоторые особенности. Во-первых, наличие системы подсказок или помощников на этапах. Это нужно для того, чтобы участник не «заблудился» при выполнении задания, для поддержания мотивации успеха, ведь если задание не будет выполнено, то и дальше продвинуться будет невозможно. Во-вторых, необходимо учесть возможность оперативной поддержки участни- ков. Если веб-квест используется на уроке, то помощь учителя доступна, а если задания выполняются дистанционно, то нужно учесть возможность связаться с ко- ординатором квеста, например, через программы мгновенных сообщений: Skype, mail.ru Агент и т.д. Кроме этого, веб-квест должен иметь ясное вступление, четкое описание ролей, основных этапов, а также иметь итоговое задание с рефлексией. Данная технология способствует формированию исследовательских навыков учащихся: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Во время работы с образовательными веб-квестами, учащиеся получают навыки работы с информацией в Интернете, учатся культуре общения в сети. Немаловажным этапом про- ведения занятий с помощью технологии веб-квестов – является рефлексия. Пони- мание своего отношения к происходящему – это то, что обычно остается в стороне в традиционных технологиях преподавания в школе. Обсуждение проделанной работы над веб-квестами возможно провести в виде конференции, что делает социально-значимым результат. Применение веб-квестов как образовательной технологии различно: это может быть фрагмент урока, урок-исследование, домашнее задание и т.д. На сегодняшний день существует много содержательных примеров создания образовательных веб-квестов, наиболее интересные на наш взгляд являются следующие: ƒ http://www.kvect.blogspot.com (Веб-квест по литературе «В гостях у помещиков» (По поэме Н.Гоголя «Мертвые души») ƒ http://wiki.iot.ru/index.php/Интернет-путешествие для родителей Секреты успешной адаптации. Первоклассник.ru 100 ƒ http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/webquest/navbar.htm (Веб – квест. Тропами горного Алтая.) Веб-квесты часто создаются учащимися под руководством учителя, а это значит: совместная деятельность, взаимообогащение опытом работы с ресурсами Интернета, а также еще одна грань соприкосновения интересов учителя и ученика. Развивающая образовательная среда должна предоставлять возможность творческого освоения мира, личностного самоопределения под руководством педагога. В современном информационном обществе целью обучения становится не только усвоение готовых знаний, но и овладение способами исследования информации, способами обмена и использования информации как строительного мате- риала для получения новых знаний, для создания образа окружающего мира. Кроме навыков работы с современными информационными технологиями, учитель не должен забывать о важности знаний о закономерностях развития детской психики, характерных особенностях возрастных периодов, о психолого- педагогических особенностях использования того или иного средства обучения. Когда, в каком возрастном периоде предложить ребенку работу с тем или иным средством обучения – от этого будет зависеть эффективность данной технологии для развития гармоничной личности школьника. Создание веб-квестов требует некоторых навыков работы с Интернет- сервисами, социальными сервисами. Тем не менее, эту технологию может освоить любой педагог: главное желание и подключение к Интернету.

Комментариев нет:

Отправить комментарий