репост https://rcokoit.ru/data/library/1042.pdf
ПАРАБИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
(Parabina@mail.ru)
ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государ-
ственный университет», Республика
Алтай
Основная цель использования современных информационных технологий – предоставление возможности творческого переосмысления и
систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического
применения, возможность реализации способностей учащегося. Одной
из технологий, помогающих в реализации этой цели, является использование образовательных веб-квестов.
Интернет сегодня – это безграничные возможности выбора информации, а, со-
ответственно, и определенная опасность. Может быть, поэтому педагоги так осторожно осваивают возможности Всемирной паутины, а дети и подростки чувствуют
в ней себя так уверенно. Чтобы ненавязчиво контролировать детей в Интернете,
нужно учиться самим, учить детей, осваивать новые возможности вместе. Это способ дать почувствовать учащимся вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить себя социально-значимой, успешной личностью.
Квест (англ. Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление
трудностей. Термин «веб-квест» впервые был предложен Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) в 1995 году.
Образовательный веб-квест – педагогическая технология, включающая в себя
набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых
требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в
учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет,
тему, также могут быть и межпредметными. Веб-квесты можно использовать для
работы с учащимися, родителями, коллегами.
Образовательный веб-квест – это сайт (или блог) в Интернете, с которым
работают участники образовательного процесса, выполняя ту или иную зада-
чу (Быховский Я. С.). В зависимости от этой задачи, веб-квесты могут быть как
99
краткосрочными, например, для углубления и расширения определенных понятий,
так и долгосрочными, в таком случае они служат для обобщений, углублений зна-
ний по определенной теме.
Веб-квест состоит из набора заданий, выполняя которые участник продвига-
ется к определенной цели. Только при правильном выполнении одного задания
участник может получить «ключик», открывающий следующую дверь, к новому
этапу. Задания могут быть разными: от создания презентации, рассказа до аналитической задачи, дедуктивного расследования.
Быховский Я.С. указывал, что работа над заданиями веб-квеста ставит участников в деятельностную позицию, заставляет анализировать ситуацию, варианты
действий, предложенных другими, предлагать свои способы действий, искать объекты на основании предложенных отдельных признаков – все это способствует
усвоению новых форм и практик без прямой их передачи. В итоге, при прохождении всего веб-квеста у участников происходит полное осмысление темы, лежащей
в основе веб-квеста, им открываются новые знания, отрабатываются навыки.
При составлении веб-квеста необходимо учитывать некоторые особенности.
Во-первых, наличие системы подсказок или помощников на этапах. Это нужно для
того, чтобы участник не «заблудился» при выполнении задания, для поддержания
мотивации успеха, ведь если задание не будет выполнено, то и дальше продвинуться будет невозможно.
Во-вторых, необходимо учесть возможность оперативной поддержки участни-
ков. Если веб-квест используется на уроке, то помощь учителя доступна, а если
задания выполняются дистанционно, то нужно учесть возможность связаться с ко-
ординатором квеста, например, через программы мгновенных сообщений: Skype,
mail.ru Агент и т.д.
Кроме этого, веб-квест должен иметь ясное вступление, четкое описание ролей,
основных этапов, а также иметь итоговое задание с рефлексией.
Данная технология способствует формированию исследовательских навыков
учащихся: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Во время работы с
образовательными веб-квестами, учащиеся получают навыки работы с информацией в Интернете, учатся культуре общения в сети. Немаловажным этапом про-
ведения занятий с помощью технологии веб-квестов – является рефлексия. Пони-
мание своего отношения к происходящему – это то, что обычно остается в стороне
в традиционных технологиях преподавания в школе. Обсуждение проделанной
работы над веб-квестами возможно провести в виде конференции, что делает
социально-значимым результат.
Применение веб-квестов как образовательной технологии различно: это может
быть фрагмент урока, урок-исследование, домашнее задание и т.д.
На сегодняшний день существует много содержательных примеров создания образовательных веб-квестов, наиболее интересные на наш взгляд являются
следующие:
http://www.kvect.blogspot.com (Веб-квест по литературе «В гостях у помещиков» (По поэме Н.Гоголя «Мертвые души»)
http://wiki.iot.ru/index.php/Интернет-путешествие для родителей Секреты
успешной адаптации. Первоклассник.ru
100
http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/webquest/navbar.htm (Веб – квест.
Тропами горного Алтая.)
Веб-квесты часто создаются учащимися под руководством учителя, а это значит: совместная деятельность, взаимообогащение опытом работы с ресурсами Интернета, а также еще одна грань соприкосновения интересов учителя и ученика.
Развивающая образовательная среда должна предоставлять возможность творческого освоения мира, личностного самоопределения под руководством педагога.
В современном информационном обществе целью обучения становится не
только усвоение готовых знаний, но и овладение способами исследования информации, способами обмена и использования информации как строительного мате-
риала для получения новых знаний, для создания образа окружающего мира.
Кроме навыков работы с современными информационными технологиями, учитель не должен забывать о важности знаний о закономерностях развития
детской психики, характерных особенностях возрастных периодов, о психолого-
педагогических особенностях использования того или иного средства обучения.
Когда, в каком возрастном периоде предложить ребенку работу с тем или иным
средством обучения – от этого будет зависеть эффективность данной технологии
для развития гармоничной личности школьника.
Создание веб-квестов требует некоторых навыков работы с Интернет-
сервисами, социальными сервисами. Тем не менее, эту технологию может освоить
любой педагог: главное желание и подключение к Интернету.
Комментариев нет:
Отправить комментарий