На основании плана работы УО
администрации города Донецка с целью совершенствования профессионального
мастерства учителей русского языка и литературы при проверке работ итоговой
аттестации и переводных экзаменах 16.01.2018, 17.01.2018 и 18.01.2018 г на базе
МОУ «ШКОЛА № 31 ГОРОДА ДОНЕЦКА» с 14.00 запланирована трехдневная курсовая
подготовка учителей русского языка и литературы МОУ Ленинского района.
Приветствуется участие ВСЕХ учителей, преподающих русский язык и литературы.
Муниципальное образовательное учреждение
ОтветитьУдалить« Школа № 45 города Донецка»
Развернутый ответ
В чем смысл сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина « Премудрый пискарь»?
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Гервиц Л. И.
Гораздо труднее высказать необходимые, но горькие истины. Для этого понадобится мужество, нужно быть смелой и сильной личностью. Именно таким человеком и был М. Е. Салтыков- Щедрин.
Что заставило писателя в зрелые годы обратиться к сказкам? Его всегда привлекали сказки своим осуждением зла, лени, трусости и прославлением добра, справедливости, благородства.
В мрачную эпоху реакции писатель-сатирик напомнил современникам сказкой « Премудрый пискарь» о человеческом достоинстве, мудрости истинной и мнимой,о нравственных проблемах, волнующих людей во все времена: каково назначение человека на земле, в чем смысл его жизни, к каким нравственным идеалам он должен стремиться?
Итак, « премудрый» звучит в устах писателя насмешливо, язвительно. Даже пискарь( от слова писк), а не пескарь.
Отец дает пискарю завет « гляди в оба» и с этой минуты вся жизнь пискаря подчинена только страху за свою жизнь. Что же это за жизнь? Трусливая, никчемная « жил дрожал, и умирал дрожал»
В трагическом финале сказки герой мучается от самой страшной кары: жизнь прожита напрасно, впустую и исправить уже ничего нельзя.
Ненавязчиво писатель подводит нас к выводу, что смысл жизни – жить не только для себя и своей семьи, но и для других людей.
О.А.Шевченко
ОтветитьУдалитьМОУ «Школа №39 г.Донецка»
В чем смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?
В произведении «Премудрый пискарь» на первый план выходит сатирическое изображение обывателей, стремящихся уклониться от классового понимания общественной жизни и борьбы за социальную справедливость.
Автор характеризует пискаря как «просвещенного, умереннолиберального». Эти определения обозначают социальную нишу, в которую входят люди с его взглядами. Однако репрессивная политика государства и в этой среде формирует уродливую жизненную философию: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил». Вместо того, чтобы реализовать свои творческие силы и интеллектуальный потенциал, человек начинает устраиваться: копать нору, прятаться в ил.
Печальную атмосферу общественной жизни символизируют образы тьмы, сырой мглы. Предполагаемый итог осторожной жизни пискаря — голодная смерть в собственной норе, которая воспринимается как избавление от бесполезной жизни. В мечтах пискарь пытается вылезти гоголем из норы, во сне выигрывает двести тысяч, вырастает на целых пол-аршина и начинает сам щук глотать. Высунулся он из норы и исчез. М.Е. Салтыков-Щедрин намеренно оставляет финал произведения открытым: остается неизвестным, сам умер пискарь своей смертью или съели его сильные мира сего. Да и никому не важна эта смерть, как не важна была и сама жизнь одинокого премудрого пискаря, всю свою мудрость потратившего на то, чтобы прятаться в норе.