репост http://infodon.org.ua/donetsk/647
Продолжая рубрику Топонимы Донецка...
Ларинский базар, Соловки
Приобретение земли Екатериной Аркадьевной Лариной оказалось очень удачным. Эти земли взяло в аренду Новороссийское Общество и Торговый Дом Томсон Брокар. Земля была свободна от крестьянского надела, построек здесь было на 910 рублей. Почва — плотный глинистый чернозем. Обводнялся участок 10 колодцами и, до строительства запруд на речке Скоморошине, рекой Кальмиус. В конце концов, Новороссийское Общество приобрело землю у Лариных. Торговый дом Томсон Брокар арендовал у Екатерины Аркадьевны Лариной 23 десятины. Арендная плата составляла 2000 рублей в год. Эта площадь была отведена под Ларинский базар. Предприниматели установили субарендную плату уже 2 рубля 70 копеек за квадратную сажень, а три питейных заведения, располагавшиеся здесь же, платили в год по 2200 рублей. Одно из питейных заведений — пивная — принадлежала в 1884 году главному бухгалтеру завода Четчу и давала годовой выручки от продажи ва 6000 рублей. Пиво покупали на Южнороссийском пивоваренном заводе по 1 руб. 20 коп за ведро и продавали по 3 руб. Пивоваренный завод, построенный в 1879 году возле хутора Черепашки, принадлежал Айвору Юзу. В советские времена предприятие называлось Рутченковским пивзаводом. Остальные 434 десятины земли арендовало Новороссийское общество.
Ларинский базар находился в районе кинотеатра «Сталь». В 1930-х годах он был перенесен на новое место. Официально базар назывался «Стандарт», но в обиходе его называли по-другому — Соловки. По терминологии того времени его вроде как сослали, отсюда и название.
Нестеровка
Так называется часть Ленинского района за рынком Соловки, район улицы Пионерской. Основатель дворянского рода Нестеровых — Иван Андреевич, поселился в Бахмутском уезде в конце XVIII века. В селе Григорьевка ему принадлежали 62 крестьянина. И земля досталась ему в качестве приданого жены — Дарьи Алексеевны, урожденной Рутченко. Их старший сын, Николай, 1812 года рождения, имевший чин губернского секретаря, заложил несколько шахт. Ввиду его кончины всю землю и шахты унаследовала жена, Елизавета Альфонсовна. Работы на руднике, согласно промышленным правилам ведения разработок, производились с 1854 года. На участке было исследовано 9 пластов угля.
По договору с заводом Новороссийского Общества ежедневно Нестеровский рудник должен был поставлять на завод не менее 5 000 пудов угля. При неисполнении этого обязательства, Юз мог отказаться от поставки угля, но продать добытый уголь куда-либо еще Е.А. Нестерова не имела права. Стараясь увеличить добычу, Е.А. Нестерова оборудовала шахту подъемной паровой машиной за 10 000 рублей. И если в 1883 году угледобыча составляла 442 044 пудов, то на следующий год — уже 633 861 пуд .
В начале XX века наследникам Нестеровой принадлежало чуть больше 500 десятин земли. Земля шла узкой полоской вдоль речки Асмоловки, в современном представлении от проспекта Кирова и до бывшего парка завода «Донгормаш», спортклуба «Олимпик».
Владельческая усадьба Лизино-Никольское, принадлежавшая Николаю Нестерову, располагалась между деревней Любимовкой (Закоп) и землею Софьи Ивановны Рутченко возле Дурной (Птичьей) балки с речкой Асмоловкой. Здесь в конце XIX века имелось три дворовых постройки, в которых проживало 36 мужчин и 9 женщин, один постоялый двор при проселочной дороге в с. Старо-Михайловку.
Нестеровы также имеют отношение и к Лидиевскому руднику. Земля здесь (всего 500 десятин) принадлежала Дарье Николаевне Нестеровой, вышедшей замуж за казачьего офицера Горбачева. И здесь существовал хутор, названный Дарьино поле.
И еще. Дом с башенкой по улице Потийской, 51, который некоторые упорно называют домом Бальфура принадлежал Нестеровым. Это помог установить О.Д.Крицын (1929 года рождения), нашедший Н.А.Волошина, родившегося на ул.Потийской. По словам Волошина, все старые местные жители (а он родился в 1934) этот дом иначе, как Нестеровским не называли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий